Свинцово-паечный витраж — одна из самых первых технологий витража. Изготовление таких витражей в старину происходило по следующей технологии: в железных или деревянных формах отливали небольшие металлические прутья, потом прутья сдавливали и получались узкие полоски. Полосками обтягивали края цветного стекла, которые составляли орнамент.
Кусочки стекла, обернутые свинцовыми полосками, выкладывались на ровную поверхность и плотно прижимались один к другому по порядку. Свинцовые перемычки спаивались с помощью сплава олова со свинцом.
Швы пропаивали сначала с одной стороны витража, а потом с другой, и лист для этого приходилось переворачивать.
До появления стеклорезов для вырезки стекла использовался раскаленный железный стержень. На стекло наносили контур рисунка, по нему проводили концом стержня, и куски стекла вырезались. При прикосновении раскаленного стержня к стеклу оставались трещины, из-за этого разрез получался неровный; такие трещинки на месте разреза характерны для витражей средних веков, в готических храма средневековья их можно рассмотреть и сейчас.
В наше время витражи, выполненные по подобной технологией называют Классическим витражом или Витражом «Тиффани». Для изготовления такого витража художник рисует эскиз и переносит на кальку или картон, затем он пронумеровывает каждый стеклянный фрагмент и отмечает, какого он будет цвета. Далее резчик вырезает фрагменты рисунка из различного цвета стекол. Затем сборщик по готовому картону собирает обточенные кусочки стекла в стык с помощью свинцовой оплетки, которая потом покрывается оловом. В наше время оплетка также может быть латунной, медной, оловянной или алюминиевой.
Преимущества свинцово-паечного витража:
- Классический вид витража – подходит практически для любых интерьеров
- Разнообразие цветов
Недостатки свинцово-паечного витража:
- Высокая цена
- Сложность монтажа
- Нельзя изгибать (а значит, невозможно применение в люстрах, на потолках, дверях)